Достоверность сведений в ЕГРЮЛ. Основные положения Приказа ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года.
Доверьте свою задачу профессионалам! Воспользуйтесь услугой Документы "под ключ"! В стоимость услуги 2990 руб. включены консультации специалиста, подготовка документов, инструкция, страховка от отказа. Доступна электронная регистрация с вашей ЭЦП.
Укажите свой email и мы отправим список необходимых документов:
Укажите ИНН компании, чтобы мы сделали анализ данных из выписки:

Материалы по теме:

Приказ ФНС России №ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года. Как проходит проверка достоверности сведений в ЕГРЮЛ?

достоверность сведений в ЕГРЮЛ

До 2016 года проверка сведений ЕГРЮЛ налоговыми органами определялась двумя нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс России (ГК РФ). Здесь в статье 51 устанавливается обязательность проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ до государственной регистрации юридического лица, изменения его устава или внесения в реестр данных, не связанных с изменением учредительных документов.
  2. ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 4.2 статьи 9 этого закона установлены случаи, когда проводится проверка и средства ее проведения. При этом в пункте 4.3 этой же статьи установлено, что основания, условия и способы ее проведения, а также порядок использования результатов проверки определяются Федеральной налоговой службой России.

Во исполнение данного требования ФНС РФ 11 февраля 2016 года издала Приказ № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Этот нормативный документ как раз и закрепил основания, условия, способы проверок, а также определил органы, уполномоченные на проведение проверочных мероприятий, и правила применения их результатов. Действует указанный правовой акт с 5 июня 2016 года.

Помимо этого в данном Приказе закреплены новые формы документов, используемые гражданами и юридическими лицами при обнаружении несоответствия действительности информации, включенной в реестр:

  1. Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в реестр юридических лиц (форма р34002).
  2. Возражения заинтересованного лица против государственной регистрации организации, изменений ее устава, или включения о ней каких-либо сведений в ЕГРЮЛ (форма р38001).
  3. Заявление физического лица о недостоверности в ЕГРЮЛ информации о нем (форма р34001).

Когда налоговые органы вправе проверить сведения ЕГРЮЛ?

Согласно Приказу № ММВ-7-14/72@ от 11 февраля 2016 года проверочные мероприятия могут быть назначены:

  • В том случае, если до внесения информации в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступят обоснованные возражения заинтересованного лица против ее внесения в реестр, и при этом этим лицом будут представлены доказательства изложенных в возражении обстоятельств.
  • Если будет установлено расхождение между данными, содержащимися в документах, представленных для регистрации заявителем и информацией, которой владеют налоговые органы.
  • Если при внесении в ЕГРЮЛ сведений об адресе будет установлено что:

    1. Указанный адрес является местом регистрации пяти и более юридических лиц.
    2. Объект недвижимости по данному адресу разрушен.
    3. Такой адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с организацией (по нему расположены воинские части или государственные органы).
    4. В отношении этого адреса в ФНС поступили возражения собственника помещения против регистрации по нему коммерческих компаний.
    5. Изменение адреса повлечет смену месторасположения организации, в отношении которой не окончена выездная проверка или еще не вступил в силу итоговый документ с результатами такой проверки.

  • В случае, когда в реестр юридических лиц вносятся данные о директоре или участнике ООО, в отношении которого ранее был установлен факт внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, или указанные лица были ранее привлечены за данные факты к административной ответственности, и при этом срок давности привлечения к ответственности еще не истек.
  • При предоставлении документов о реорганизации, если:

    1. В реорганизации участвуют два и более юридических лица.
    2. В результате реорганизации прекратит свою деятельность организация, в отношении которой не закончена выездная налоговая проверка, или у этой организации есть задолженность по налогам и сборам.

Важно!

Уже включенная в реестр юридических лиц информация может быть проверена также при поступлении в налоговую инспекцию заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Какими способами проводятся проверки и кто вправе их проводить?

Проведение проверочных мероприятий осуществляется способами, указанными в ФЗ №129 (пункт 4.2 статьи 9). К ним относятся:

  1. Изучение документов и сведений, которые имеются у регистрирующего органа (к ним относятся, и возражения заинтересованных лиц и объяснения, полученные непосредственно от заявителя, и другие документы, полученные от заявителей или по межведомственным каналам). Данные документы и сведения могут быть получены не только в ходе проведения регистрационных действий, но и при осуществлении налоговыми органами иных своих полномочий.
  2. Получение объяснений от лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки. Сотрудники инспекций вправе опросить любое лицо, если, по их мнению, оно обладает необходимой информацией. Для дачи показаний указанные лица вызываются в налоговую инспекцию, но если по уважительным причинам кто-то не может самостоятельно посетить инспекторов, то последние могут выехать для проведения опроса на дом.
  3. Получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверочных мероприятий. Налоговые органы наделены широкими полномочиями по направлению различных запросов, как государственным органам и учреждениям, так и коммерческим компаниям и гражданам.
  4. Проведение осмотров объектов недвижимости. Осмотр проводится территориальной ИФНС, к ведению которой относится адрес объекта недвижимости. Осмотр должен проводиться либо в присутствии понятых, либо с использованием средств видеофиксации. Протокол подписывается лицом проводившим осмотр и понятыми (если они участвовали в нем). Если фиксация осмотра проведена путем видеозаписи, об этом делается отметка в протоколе.
  5. Привлечение специалистов и экспертов для участия в проверках. Этот метод используется, если для проведения проверочных мероприятий необходимы специальные знания (об этом делается отметка в документе, которым оформляется результат проверки). Для привлечения выносится постановление, копия которого пересылается организации, в отношении которой проводятся проверочные мероприятия и, иногда (при регистрации залога доли) заявителю.

Важно!

Если речь идет о проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ при регистрации вновь создаваемого юридического лица, то налоговые органы вправе использовать лишь один метод – изучение документов и информации, имеющихся у налоговых органов на момент внесения сведений в реестр.

Согласно Приказу права на проведение проверочных мероприятий имеют регистрирующие органы. Однако они могут передавать свои полномочия иным территориальным органам налоговой службы.

Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ ограничен сроком совершения регистрационного действия. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган приостанавливает регистрацию. Исключение здесь опять же составляют случаи регистрации компании при ее создании – приостановить данное регистрационное действие невозможно.

Обстоятельства, исключающие проверку

Приказ устанавливает обстоятельства, при которых даже при наличии оснований для проведения проверки сведений в ЕГРЮЛ, проверочные мероприятия не назначаются. К ним относятся случаи, когда:

  • Установлены основания для отказа в государственной регистрации.
  • От физического лица поступило заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
  • Возражения относительно внесения сведений в реестр подано с нарушением порядка его предоставления или не по форме, утвержденной для его оформления.
  • Не указаны обстоятельства, подтверждающие поданное возражение о внесении сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности данных реестра.
  • Не представлены доказательства подтверждающие обстоятельства подачи подобных возражений или заявлений.
  • Не приложены доказательства заинтересованности лица, подавшего возражение или заявление.
  • В качестве обстоятельств, на которых основаны возражение, указано, что форма изменения устава или сведений об организации не соответствует требованиям закона, либо что решение юридического лица о внесении сведений в реестр имеет характер оспоримости (то есть такое решение можно признать незаконным в судебном порядке).
  • Обстоятельства, указанные в возражении или заявлении опровергнуты вступившим в законную силу судебным актом.
  • Возражение отозвано подавшим его лицом.

Если регистрирующим органом выявлено хотя бы одно из этих обстоятельств, он в течение десяти рабочих дней уведомляет лицо, подавшее возражение относительно включения информации в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности подобных данных, об отсутствии основания для проведения проверочных мероприятий.

Что будет, если установлена недостоверность данных?

Последствия установления недостоверности информации, вносимой в реестр, зависят от того, внесена ли она в реестр или еще нет:

  • Если недостоверными признаны вносимые в ЕГРЮЛ данные, то налоговый орган отказывает в совершении регистрационного действия.

  • В случае признания недостоверными, уже внесенных, сведений:

    1. об адресе;
    2. об участниках;
    3. о размерах долей участников в уставном капитале;
    4. о залоге (ином обременении) долей;
    5. о лице, осуществляющем управление долями в ходе оформления наследственных прав;
    6. о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности (директоре ООО), регистрирующий орган направляет участникам и директору организации уведомление о том, что им необходимо предоставить достоверные данные.

Если участники или директор не выполнят требование налогового органа в течение тридцати дней с момента его направления, то в реестр будет внесена запись о том, что информация о данной организации в ЕГРЮЛ является недостоверной.

В том случае, если проверка инициировалась на основании представленных возражений о внесении информации в реестр или заявления о недостоверности данных ЕГРЮЛ, заявителю о результатах проверки сообщается не позднее чем в течение десяти дней после вынесения акта, являющегося результатом проверочных мероприятий.


Полезный материал? Поделись ссылкой!
Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, - напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

Количество показов: 7287

Возврат к списку


 
© eRegistrator, 2009–2021